Меню KDT

Блог директора

block1p-img.jpg

Школьная форма

school1_h-img.png

Опрос

Наши дети

Контакты

Адрес: Республика Казахстан, г.Астана  ул.Тамшалы 32

Телефон: +7 (7172) 50-15-57

Почта sh19kz@mail.ru


Десять секретов успешного проведения родительского собрания

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. 
  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 
  4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 
  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. 
  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением. 
  7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей. 
  8.  Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.   





«Голос учителя»

Воспитать и поставить речевой голос – значит выявить все лучшие свойства, присущие голосу конкретного человека, и прививать человеку навыки владения голосом до тех пор, пока голос не приобретёт необходимые профессиональные качества. Навыки правильного звучания вырабатываются и автоматизируются в процессе многократных целенаправленных тренировок, а при отсутствии их утрачиваются.
Для этого необходимо:
  • Развивать речевое дыхание во взаимосвязи с деятельностью артикуляции и звуком
  • Определить центральное речевое звучание, основу воспитания речевого голоса
  • Развить ощущение резонирования при свободном положении артикуляционного аппарата
  • Развить слуховые и мышечные ощущения
Вмешиваясь в «голосовую стихию», надо вырабатывать технику голосообразования не по частям, а в единстве процессов: дыхания, центрального речевого звучания , освобождения фонационных путей от мышечных зажимов.

Для каждого из этих процессов есть специально подобранные упражнения. Упражнения выполняются с участием определённых мышечных групп , не требуют фиксации сознания на их работе и таким образом все необходимые движения голосового аппарата осуществляются рефлекторным путём. Лёгкость выполнения, неутомляемость и удовольствие от процесса работы положительно сказываются на самочувствии учителя и его настроении.

Подготовительный период воспитания речевого голоса – самый ответственный. Во время него учителю необходимо привить себе навыки правильного дыхания как в положении статики, так и в движении, выявить и закрепить центральное речевое звучание, свойственное данной индивидуальности, и освободить фонационные пути от мышечного напряжения.
Успех всей дальнейшей работы по воспитанию речевого голоса, его красота, диапазон, сила, полётность, звучание, лёгкость, модулирование и свободный переход из одного регистра в другой всецело зависят от подготовительного этапа.
Первый этап – овладение речевым дыханием, которое предполагает:
  • Выявить в речевом голосе все лучшие его качества
  • Не допускать перебор лёгкими воздуха
  • Не вызывать одышки во время движения
  • Не нарушать произношения
В работе над речевым голосом все дыхательные упражнения делаются при носовом дыхании, так как оно естественно и более гигиенично, нормализует не только дыхательную систему, но и голосовую и артикуляционную. Вдох через нос даёт меньше переборов воздуха и имеет психофизическое значение, так как при этом нормально работают нервная система и мозговые центры, управляющие автоматической установкой голосового аппарата, правильнее вырабатываются нужные рефлексы.
Когда учитель работает в аудитории. Ему часто приходится дышать ртом, но правильнее будет воспитать носовое дыхание.

Во время занятий при любой нагрузке, физической или эмоциональной, учитель не должен задыхаться. Для нормализации дыхания ему надо делать специально подобранные упражнения. Одышка во время упражнений будет свидетельствовать о недостаточной тренировке и нарушении техники исполнения.
Для тренировки дыхательного процесса, который необходим для речевого голосообразования, можно выполнять следующие упражнения. Первый комплекс – воспитание правильного выдоха, ибо всякая речь происходит на выдохе. Эти упражнения надо включить в состав индивидуальной речевой гимнастики. Упражнения осваиваются постепенно, за 10-15 дней.
 
Первая группа упражнений
Цель: выработать правильную рефлекторность речевого выдоха с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, а также межрёберных и поясничных мышц.
Упражнения выполняются в статическом положении и во время движения.
  1. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:
            Есть в осени первоначальной
            Короткая, но дивная пора –
            Весь день стоит как бы хрустальный
            И лучезарны вечера.
                                                           Ф.И.Тютчев
  1. То же самое – во время ходьбы.
  2. То же самое – во время бега на месте.
  3. То же самое, воспроизводя движения, имитирующие виды работ, которые помогают правильно регулировать дыхание, правильно его использовать : косьба, работа рубанком, подметание метлой и так далее.
Упражнения на ощущение работы мышц-выдыхателей следует выполнять по несколько раз в день. После проведения упражнений хорошо бы прочесть какой-либо текстовый материал, внимательно прослушивая звучание своего голоса.
Усвоив упражнения, проанализируйте свои ощущения:
  • Опора корпуса (правильная осанка)
  • Напряжение мышц брюшного пресса (нижнерёберных мышц)
  • Свобода в области ротоглоточной полости.
Правильный выдох происходит при сохранении устойчивого положения дыхательного пояса и лёгком давлении со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх (на губах ощущается тёплый выдыхаемый воздух).
Выдох должен:
  • Происходить без толчков, ровной выдыхаемой струёй
  • Обладать гибкостью и эластичностью
  • Производиться с одинаковой лёгкостью при различных положениях тела (стоя, сидя, лёжа).
Освоив упражнения для ощущения работы мышц-выдыхателей, переходим к упражнениям на организацию речевого вдоха.
 
Вторая группа упражнений.
Цель: выработать правильную рефлекторность речевого вдоха с активизацией мышц брюшного пресса при вдохе и выдохе, тренировка ритма дыхания и удлинённого выдоха со звуком в статическом положении и движении.
  1. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленный полунаклон корпуса вперёд (спина прямая) – вдох. Возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: гм-м-м…). При этом ритмично ходить.
  2. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленный полунаклон корпуса вперёд (спина прямая), разведя руки в стороны и сгибая их над головой – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: гн-н-н…). При этом ритмично ходить.
  3. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Высоко поднимая колени, поочерёдно сгибать их – вдох и опускать в исходное положение – выдох. На выдохе читать стихотворный текст, при этом ритмично ходить.
После упражнений на организацию речевого вдоха следует читать какой-либо текстовый материал и внимательно прислушиваться к звучанию своего голоса.
Дыхательная гимнастика – подготовительный этап в воспитании речевого голосообразования – даёт возможность путём несложных упражнений координировать, организовывать деятельность дыхательного аппарата, концентрировать все нужные движения дыхательного аппарата и, не останавливая внимания на работе отдельных его частей, сосредоточивать его на выработке лёгкого вдоха и выдоха при поддержке мышц брюшного пресса, без перебора воздуха.
После практического освоения правильного речевого дыхания необходимо теоретически обосновать проделанную работу: почему для правильного выдоха необходимо принимать удобную позу, слегка подтягивать внутрь и верх нижнебрюшные мышцы живота, затем делать бесшумный вдох носом, слегка расширяя нижнюю часть рёбер, а область диафрагмы слегка выпячивать.
Для освоения правильного вдоха необходимо:
  • Подтянуть нижнебрюшные мышцы внутрь и вверх, вдохнуть
  • Последующие вдохи производить одновременно с подтягиванием нижнебрюшных мышц
Можно выполнять массаж органов брюшной полости, который необходимо проводить до выполнения дыхательных упражнений и после них.
 
Техника массажа
  1. нажимая, поглаживать межрёберные мышцы
  2. разглаживать мышцы живота круговыми движениями обеих рук: правая рука в направлении часовой стрелки, левая – в противоположном направлении
Массаж органов брюшной полости служит подготовкой мышц живота и нервной системы к дальнейшей тренировочной работе.
 
Третья группа упражнений
Цель: выработав и освоив навыки речевого дыхания, необходимо найти и закрепить правильное центральное речевое звучание голоса.
Центральным речевым звучанием называется сумма речевых тонов, которые звучат наиболее легко и ярко и возникают без особого мышечного напряжения. К нему возвращается речевой голос после ряда повышений и понижений.
Выявлять и закреплять центральное речевое звучание нужно совместно с работой по освобождению фонационных путей от мышечного нажатия, так как речевой голос может формироваться, если устранены все вредные привычки со стороны дыхания, артикуляции, работы гортанных мышц и т.д.
Упражнения по закреплению центра речевого голоса и освобождению фонационных путей от мышечного зажатия.
Все упражнения для статичного положения, с применением уже освоенных навыков речевого дыхания.
Цель: освободить во время произнесения текста речевой аппарат от мышечного напряжения, выявить центральное речевое звучание и ощущение вибрации в полостях резонаторного пространства (переднем костяке лица).
«Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор»
Потом повторите эту же фразу полным голосом, и вы обязательно попадёте на свойственный вам цент голоса, внимательно прислушайтесь к нему.
            «В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося».     Во время беззвучного произнесения гласного звука – наклон головы вперёд до соприкосновения подбородка с грудью, наклон головы назад до соприкосновения её с позвоночником, наклон головы то к правому, то к левому плечу.
  1.      Прочтите небольшую фразу артикуляционно-фонетическим            способом, во время беззвучного произнесения каждого гласного    звука выдвигайте язык и губы:                                                                                                    « Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка     бела                губа была тупа»
После проделанного упражнения прочтите полным голосом фразу и внимательно послушайте звучание своего голоса. Сделайте вдох, нос зажмите пальцами, громко и медленно читайте любой текст. Вдох производите через нос там, где логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание. Упражнение делайте стоя, сидя, лёжа, во время ходьбы:
« Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои».
После занятия следует прочесть какой-либо текст и внимательно прислушаться к звучанию своего голоса. Проанализируйте свои ощущения.
 
Гигиенический массаж.
Массаж позволяет снять мышечное напряжение в области артикуляционно-резонаторного аппарата и снять ощущение звука в позиции резонаторов (вибрационный массаж с произнесением звуков М, Н, Л, Р, З, В, Ж)
  1. поглаживания кончиками пальцев в следующих направлениях:     - от середины лба к вискам и далее вокруг глаз до переносицы    
- от переносицы к околоушной впадине
- от кончика носа по его спинке вверх и обратно
- винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу
                 2. Массаж нижней челюсти и подбородка:
-от подбородка к околоушной впадине, далее к затылку тыльными сторонами кистей и в обратном направлении - ладонями
 
Вибрационный массаж с произнесением текста
  • Слегка поколачивать пальцами по спинке носа от его кончика к переносице, туда и обратно, от переносицы – вокруг глаз, и снова к кончику носа.
  • Установив пальцы на левой и правой подушечке у спинки носа, производить лёгкие вибрирующие поколачивания пальцами при выдохе.
Во время вибрационного массажа протяжный звук «М» должен произноситься как «г-м-м» с закрытым ртом.

Памятка
для учителя
по работе со слабоуспевающими

  1. В начале года в личных журналах учителей- предметников отразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого побеседовать с классными руководителями и провести собственные наблюдения.
  2. Проанализировать оценки по смежным предметам за прошедший год. (Эти сведения помогут с первого же урока держать вызывающих опасение учеников под специальным контролем)
  3. Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
  4. Вместе с учениками и родителями спланировать режим дня
  5. Учить детей навыкам самостоятельной работы.
  6. Держать тесный контакт с родителями, обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребёнку.
  7. Создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся
  8. Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашнего задания
  9. Проводить дополнительную работу.
  10. Давать индивидуальные задания с учётом возможностей и объёма усвоенных знаний
  11. Организовать постоянный, тщательно согласованный с родителями,   контроль за учебной работой слабоуспевающих учащихся
  12. Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
  13. Индивидуализировать работу на уроке и во внеурочное время в соответствии с методической темой работы школы «Личностно-ориентированное обучение как средство саморазвития личности учащихся и развития школы-гимназии»
  14. Найти оптимальное сочетание помощи слабоуспевающим со стороны хорошо успевающих учеников и индивидуальной работы учителя
  15. Практиковать дачу индивидуальных домашних заданий с учётом возможностей учеников.

Переменки в школе

Школа – не место для игр. К сожалению, даже сегодня найдется немалое число учителей и родителей, которые действительно так считают, даже не представляя, насколько они ошибаются. Ведь проведя почти целый час практически в одной позе – сидя, склонившись над тетрадями и учебниками или пристально изучая записи на доске, ребята нуждаются в обязательной смене не только обстановки, но и деятельности, а также хорошей разгрузке перед новыми занятиями. Как раз для этого и существуют интересные игры для детей на переменах. Конечно, не стоит превращать перерыв между уроками в хаос – шумный и неуправляемый, а вот немного «умной» и полезной активности детям определенно не помешает, причем, это в равной степени относится к ученикам любого пола и возраста .

Мини-развлечения

Перемены, как правило, длятся не более 10-15 минут, а ведь ребятам еще много чего нужно успеть: собрать вещи после урока, сменить аудиторию, подготовится к новым занятиям. Так что на длительные и основательные игры явно времени не останется, а вот немного коротеньких и веселых забав им точно не помешает. Ведь это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением даже самый нелюбимый и трудный предмет становится гораздо более приятным и понятным.

Выбираем игры

Так в какие же игры можно действительно поиграть на перемене без ущерба для школьного имущества и нервов учителей?

Самое простое

Необходимо определиться, каким именно играм нужно учить, то есть по каким критериям они должны быть отобраны. А критериев всего-то два: игры для младших школьников должны быть подвижными (детки же размяться должны), а еще они должны быть очень простыми (переменки очень короткие, поэтому готовиться к игре у детей времени не будет).

Самые простые игры:

  • Ручеек;
  • Длинный хвост;
  • Самый внимательный;
  • Совушка;
  • Лови попрыгунчика;
  • Хвост дракона.

Это буквально несколько игр для детей в школе на переменах, рассмотрев правила которых, вы сможете подобрать еще много подобных и научить им ребенка. Итак, начнем.

Ручеек

Игра очень старая и, скорее всего, знают ее все, но на всякий случай напомним правила. Дети разбиваются на пары, берутся за руки, становятся друг за другом и поднимают между собой руки вверх, один ведущий проходит в этом тоннеле-ручейке, берет за руку любого ребенка и уводит в конец ручейка, образуя пару. Тот, у кого пару забрали, бежит в начало ручейка, проходит внутри и забирает кого-то. Они так же становятся в конец ручейка, а тот, кто остался на этот раз без пары, бежит в начало.

Длинный хвост

Дети становятся в круг, выбирается один ведущий, который называет животных. Если у названного им животного хвост длинный, то дети поднимают руки вверх, если же он короткий или вовсе отсутствует, руки никто поднимать не должен. Кроме ведущего, он как раз поднимает руки всегда, дабы запутать играющих. По аналогии можно придумать и другие игры, например, «Кто пушистый» или «У кого есть копыта»

Также можно менять действие, например, сначала поднимать руки, потом приседать, потом подпрыгивать.

Самый внимательный

Дети так же стоят в кругу, выбирается один ведущий, который называет определенные действия, которые все должны выполнить. Однако сам ведущий должен путать игроков. Например, ведущий говорит: «Сядьте», а сам поднимает вверх руки. Выигрывает тот, кто делал только то, что было сказано, и ни разу не ошибся.

Совушка

Выбирается «совушка», которая отходит подальше от всех в свое «гнездо». Остальные игроки расходятся в разные стороны. «Совушка» говорит: «День наступает, все оживает!», игроки в этот момент начинают бегать и резвиться. «Совушка» говорит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает!», все игроки должны замереть. «Совушка» же выходит из гнезда и начинает ходить между игроками, и забирать в гнездо тех, кто пошевелился, два-три человека. И так, пока не останется победитель.

Лови попрыгунчика

Ведущий стоит спиной к игрокам (их должно быть как минимум трое). Все кладут ведущему руки на плечи. Ведущий закрывает глаза и считает, например, до 10. Когда счет заканчивается, игроки должны руку отдернуть, как можно быстрее отпрыгнуть назад (один раз!) и замереть. Ведущий, не открывая глаз, хватает кого-нибудь за руку, он и будет водить.

Хвост дракона

Игра очень веселая! Все игроки кладут руки друг другу на талию и встают цепочкой, образуя дракона. Тот, кто стоит первым, называется «голова», а кто последним, соответственно, «хвост». Задача «головы» поймать «хвост», а «хвост» должен всеми силами уворачиваться. Но главное, чтобы тело дракона оставалось целым!

«Айсбрейкеры».

Под этим словом принято понимать игры, которые помогают ученикам «сломать лед» (от англ. «to break ice») в отношениях друг с другом  познакомиться поближе. На уроках все-таки сделать это весьма проблематично, а вот в перерыве между занятиями – самое оно. Конечно, такие развлечения могут тоже оказаться весьма разнообразными, но вот моим школьникам всегда особенно нравилась игра «Пожми мне руку».

Игра

Как играть?

Количество участников

«Пожми мне руку»

Игроки становятся в круг, и каждый протягивает левую руку. На счет «три» они должны найти себе пару для рукопожатия. А вот теперь самое интересное – ребятам нужно «распутаться» и выбраться из круга как можно быстрее, не отпуская при этом руку своего партнера.

Не ограничено, но обязательно четное

 

  • Активные переменки.

Подвижные игры в школе лучше оставить ученикам младших классов, которые будут играть в них под руководством учителя, так как со старшеклассниками такое развлечение может обернуться настоящим кошмаром. А вот малышам полезно будет немного размяться и подвигаться, хотя перебарщивать с активностью тоже не стоит. Хорошей находкой может стать игра «Кот и воробьи».

Игра

Как играть?

Количество участников

«Кот и воробьи»

На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».

10-15 человек

  • Угадай, кто (что)!

Игры-угадайки одинаково любимы учениками всех возрастов, вызывая даже у старшеклассников неподдельный интерес и увлеченность процессом. Они позволяют любому количеству желающих участвовать в развлечении и не доставляют абсолютно никакого беспокойства учителям. Но, в отличие от всех остальных школьных забав, среди такого рода игр имеется свой бесспорный лидер – игра «Крокодил».

Игра

Как играть?

Количество участников

«Крокодил»

Участнику на ухо сообщается слово или фраза, его задача - не используя слов и звуков, объяснить остальным игрокам, что ему сказали. Кто первым правильно угадает слово, сам становится ведущим.

Не ограничено

 

Игра

Действия

Эффект

«Ручеек»

Бег, поднятие рук вверх

Физическая нагрузка, улучшение кровообращения, улучшение внимания, развитие коммуникативных навыков

«Длинный хвост»

Разминочные упражнения, отвлеченные от уроков задания

Физическая нагрузка, обобщение знаний, разминка

«Самый внимательный»

Разминочные упражнения

Физическая нагрузка, разминка, восстановление внимания, сосредоточенности

«Совушка»

Бег, прыжки, чередование действий.

Физическая нагрузка, астатичность, развитие внимания, контроля над собой

«Лови попрыгунчика»

Прыжки, чередование действий

Разминка, развитие самоконтроля, внимания

«Хвост дракона»

Бег

Физическая нагрузка, развитие быстроты реакции, внимания

Рассмотрев эффект от простых детских игр, мы можем увидеть, что главная цель – физическая активность вне занятий – достигнута. Это очень важно, поскольку сидение за партой 45 минут утомительно для ребенка. Короткие перемены необходимо проводить с пользой, тогда у вашего ребенка будет больше шансов не получить проблемы со здоровьем от слишком статичного поведения в школе.Конечно, на переменах в школе можно с успехом и с пользой для ребят использовать и другие игры, главное – не позволять им чересчур увлекаться процессом, иначе потом будет очень сложно настроить их на более серьезный учебный лад